Выбираем антигравийную пленку: полиуретан или винил?

Дата публикации: 09.01.2020
Дата редактирования: 24.04.2024
Avatar

Автор: Шершун М.

Стаж: 17 лет

Сертификаты: Директор компании

О авторе: Основатель компании РПК Артлайт

Другие статьи: Читать

На лакокрасочном покрытии автомобиля при скоростной езде неизбежно возникают сколы и царапины от столкновения с гравием или другими предметами. Такие повреждения кузова раздражают автовладельца и заставляют его принимать меры по восстановлению внешнего вида машины. Раньше для этого использовали повторную покраску, что было не только затратным, но и влияло на рыночную стоимость транспортного средства.

С развитием технологий было найдено эффективное и относительно недорогое решение – нанесение на кузов тонкого полимерного покрытия, выполняющего защитную функцию. Прозрачная пленка просто клеится на кузов и, препятствуя внешнему механическому воздействию, сохраняет его первоначальный вид. Основное ее назначение – защита от попадания мелких камней, поэтому данное средство получило наименование «антигравийная пленка».

Такой материал стал весьма популярным, а его именем стали называть разные покрытия, имеющие другое назначение. В реальности специалисты используют в качестве антигравийных только два вида пленок: виниловую и полиуретановую. Они существенно отличаются друг от друга, поэтому, изучив особенности этих материалов, вы сможете для себя выбрать предпочтительный вид защиты.

ВИНИЛ

Сырьем для винилового покрытия является поливинилхлорид (ПВХ), из которого так же делают трубы, тенты, панели для внутренней облицовки, оконные рамы и привычную всем самоклейку. Различают виниловую пленку двух типов: литую и каландированную.

Литая изготавливается путем заливки ровной поверхности расплавленным пластиком. После застывания он образует материал без внутренних напряжений не дающий усадки. Известные бренды Oracal, KPMF, 3M используют именно эту технологию, позволяющую получить наиболее прочный и качественный винил.

Каландрированная пленка создается путем раскатывания пластичной массы через калибровочные валики (каландры). Такое растяжение отрицательно сказывается на структуре материала и может вызвать эффект памяти или другие трудности при поклейке сложных поверхностей. Данная технология дешевле и в основном используется китайскими производителями.

Виниловая пленка идеально подходит для автостайлинга, ведь ее толщина всего 50–100 микрон, а производители предлагают широкую гамму оттенков с различными текстурными эффектами (матовые, глянец, под металл или карбон).

ПОЛИУРЕТАН

Полиуретан обладает отличной прочностью, эластичностью и износостойкостью. Из него делают колеса болидов, уплотнители подвески, подошвы, а также лакокрасочные материалы. Поэтому именно этот материал был специально выбран для изготовления антигравийного покрытия. Такая полиуретановая пленка, имеющая толщину 215 микрон, абсолютно прозрачна, а ее поверхность имеет блеск или матовость, аналогичные ЛКП кузова. Данный материал отлично справляется со своей задачей, поглощая удары от прямого столкновения с камнями и защищая от царапин и «притирок».

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА АНТИГРАВИЙНОЙ ПЛЕНКИ

Теперь сравним полиуретановую и виниловую антигравийную пленку, сосредоточившись исключительно на их защитных и эксплуатационных качествах.

Надежность.

Каким бы тонким ни был автовинил, он все равно выполняет некоторую защитную функцию. Это показывает сравнение чистого и оклеенного им участка кузова, попавшего под атаку летящего гравия. Хорошо видно, что мелких сколов и царапин под пленкой практически не видно, а вот серьезным ударам она не является преградой.

Кроме того, имеют место порывы покрытия в зонах его повышенного натяжения. Из этого следует, что виниловая пленка будет уместна на крыше или на верхней части дверей машины. Защитить перёд капота от прямого столкновения с гравием она не способна.

Полиуретановое покрытие в отличие от винила показывает отличные результаты на всех участках, где она была наклеена на кузов. Более толстый слой такого покрытия без проблем гасит энергию удара при столкновении с гравием и не дает ему проникнуть до лакокрасочного покрытия. Благодаря своей эластичности такая пленка не только может наноситься на сложные рельефные поверхности, но и способна самовосстанавливается в местах незначительных повреждений. Полиуретановое покрытие защищает и от небольших повреждений вследствие мелких ДТП. Доказательством этого являются фото кузова Lexus GX460, попавшего в такую ситуацию:

 

Взаимодействие с ультрафиолетом.

Прозрачный полиуретановый слой не является преградой и для УФ-излучения. При этом сама пленка не попадает под влияние ультрафиолета, а оклеенное ею ЛКП выцветает также равномерно, как и незащищенная часть кузова. С винилом все наоборот: краска под ним не подвержена естественному выцветанию, а вот сама пленка под действием УФ меняет свою структуру, расслаивается и становиться менее прочной.

Долговечность.

Из-за особенностей полимера и его неустойчивости к ультрафиолету виниловая пленка имеет ограниченный срок службы. Нарушение внутримолекулярных связей делает такое покрытие непригодным к использованию, а его удаление вследствие прихватывания слоев пластика и клея может быть проблематичным. Поэтому автовинил рекомендуется снимать или менять через каждые 2–3 года. Если пренебречь этим, то можно получить ситуацию, изображенную на фото.

Полиуретановое покрытие не имеет ограничений по сроку службы, не требует перепоклейки и может оставаться на машине в течение всего срока ее эксплуатации. Если же возникнут обстоятельства, требующие снятия защитного покрытия, то эту несложную операцию автовладелец сможет выполнить самостоятельность. Пленка легко снимается цельным полотном, не оставляя после себя никаких следов.

Внешний вид.

Цветная пленка из винила позволяет креативно преобразить экстерьер автомобиля и зачастую именно это ее качество ставится на первое место, а уже защитная функция при этом – полезный бонус. В процессе эксплуатации она может потерять свой блеск, а прозрачное покрытие становится желтоватым. И с этим приходится мириться.

Полиуретановая пленка также имела аналогичный дефект, который проявлялся особенно на белых и черных кузовах, но в гораздо меньшей степени. Это объясняется пористой структурой полимера. В теплое время года его микропоры расширяются и собирают в себя мельчайшую грязь и части насекомых, что приводит к едва заметному изменению прозрачности. По этой причине производители предлагают на рынке еще и двуслойное полиуретановое покрытие (например, пленка ClearshieldSolarGard, США). Его боле плотный наружный слой позволяет сохранить глянец и светопропускную способность материала. Однако он не столь эластичен, и оклейка такой пленкой неровных поверхностей затруднительна. В большинстве случаев все-таки используют однослойное полиуретановое покрытие типа (3M Ventureshield). Им легко оклеивать сложные рельефные элементы кузова. К тому же на цветном ЛКП эффект «загрязнения» вообще не заметен.

Говоря о внешнем виде машины с полиуретановой антигравийной защитой, стоит отметить, что, не зная о наличии пленки, обнаружить её на кузове практически невозможно (разве что по краю полотна при частичном оклеивании). Ведь она абсолютно прозрачна, не искажает оригинальный цвет лакокрасочного покрытия и имеет такой же глянец.

Цена вопроса.

Оклейка всего кузова винилом обойдется где-то в 800 условных единиц. А та же работа, выполненная полиуретановой пленкой, будет стоить уже порядка 2000 у.е. Реальная стоимость зависит от площади и сложности рельефа оклеиваемой поверхности, но в целом соотношение понятно: полиуретановая защита примерно в 2,5 раза дороже, чем виниловая. В реальности, этот показатель нивелируется необходимостью переклейки автовинила и его низкой эффективностью.

Стоит ли вообще отдавать немалые деньги за нанесение полиуретановой пленки? Конечно – да, ведь эта разовая инвестиция в гарантированную надежную защиту с неограниченным сроком службы. Пусть вас не пугает вышеназванная сумма, ведь на практике чаще всего оклеивают только наиболее уязвимые поверхности (передняя часть капота, бампер, пороги, крылья, зеркала и фары). Даже если вы решите сделать полное бронирование нового авто – вы не прогадаете. При повреждении пленки можно будет заменить ее только на одном участке, не прибегая к перекраске кузова. Оклеенное ЛКП сохранит свой первоначальный вид, что положительно отразится на рыночной стоимости авто. Не менее важен и моральный аспект: имея качественную антигравийную защиту, вы не будете переживать по поводу состояния кузова, и нервничать после каждого услышанного удара.

ПОДВОДИМ ИТОГ

Приведенный анализ свойств защитных пленок позволяет сделать однозначный вывод: полиуретановое покрытие намного эффективнее автовинила. Если отдельно рассматривать способность противостоять летящему в кузов гравию, то здесь вообще некорректно говорить о виниле как о какой-либо антигравийной защите. Единственным средством, способным гарантированно обеспечить целостность лакокрасочного покрытия машины является полиуретановое покрытие.