- Українська
- Русский
Сегодня большое внимание уделяется такому аспекту, как сохранение исторической идентичности современных городов. Особенно, если учесть, что городская среда, собственная инфраструктура и архитектура каждого отдельного города является достаточно сложной по своей структуре. В ней много элементов: исторические объекты, здания, сооружения, дороги, люди, вывески, витрины. Когда они пытаются перетягивать внимание, каждый на себя, перебивая друг друга, появляется хаос. В Европе уже давно разработаны четкие и при этом незаметные для людей правила, которые формируют комфортную атмосферу и не агрессивную среду на улицах города.
Комплексный подход к визуальному упорядочению и формированию эстетики внешнего вида города, который также преследует задачу доступности и удобства пользования городом и его инфраструктурой называется дизайн-кодом города. Дизайнерскими средствами можно гармонично соединить, и правильно направить, и культурно объяснить, и ненавязчиво продать. Также одной из функций дизайн-кода города есть сделать его пространство более безопасным для людей. Вполне логично утверждать, что это может быть достигнуто хорошим освещением и удобной инфраструктурой. Например, европейские уличные кафе в теплое время года обычно просто выставляют столики на площадь, будто стирая границы между помещением заведения и жизнью улицы, тем самым призывая посетителей в этот освещенное пространство в любое время суток.
Правила дизайн-кода также касаются и правил дизайна вывесок и рекламы. Так, в исторических центрах европейских городов вывески выполнены в виде отдельных букв, имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры, благодаря чему минимально влияют на городскую среду, не нарушая целостности восприятия архитектуры. В таких исторических городах, как Рим, вывески на фасадах часто вовсе отсутствуют, при этом информация о магазинах размещается на витринах. В Париже своя особенность: чем миниатюрнее, аккуратнее и деликатнее изготовлена и расположена вывеска, тем больше внимания потенциальных клиентов будет привлечено. В Украине движение за очищение городского пространства от «визуального мусора» только зарождается. Как правило, возглавляют его неравнодушные к судьбе городов люди - предприниматели, архитекторы, дизайнеры, девелоперы и фотографы. Поддержать эту творческую волну решили специалисты Ассоциации визуальной индустрии Украины, которой и регулируются эти правила в нашей стране.
Насколько разным является уровень развития современных городов, так и отличается наружная реклама, размещенная в нем. Взаимосвязь очевидна. Туристы, которые приезжают в Нью-Йорк, в первую очередь стремятся сделать фото на фоне мегакрутой световой рекламы на Таймс-Сквер. Только представьте, в Америке специально строят новые здания для размещения рекламных конструкций. Наружная реклама скорее формирует архитектурный облик города, чем подчиняется ему.
Даже исторические города, с многогранной архитектурой и культурным наследием не могут остаться вне современности. Например, город Львов интересен для иностранных туристов древней историей и разнообразными архитектурными достопримечательностями. Исторический центр города Львов входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, является предметом гордости как львовян, так и всех граждан Украины. Размещение наружной рекламы в городе регулирует Закон Украины «О рекламе». В июле 2011 года исполнительным комитетом Львовского городского совета было принято решение «Об утверждении порядка установления вывесок в городе Львов». В документе указаны основные требования к размещению рекламных вывесок, предложения к их внешнему виду, а также подробно прописаны все процедуры монтажа фасадных конструкций, дополненные иллюстрациями. Также в документе прописаны материалы, из которых поощряется изготовление вывесок. В частности: керамика, металл, камень, стекло, ценные породы дерева, смальта.
Огромное внимание уделяется шрифту, стилистике, цвету и форме, должны гармонично сочетаться с элементами фасада, на котором они размещаются. Поэтому на смену крупногабаритным конструкциям в городе Львов пришли эстетически привлекательные и скромные вывески, которые не портят старинную архитектуру зданий. В центре города была проведена масштабная инвентаризация вывесок, после чего предприниматели стали менять фасадные конструкции и подавать проекты на согласование наружной рекламы с властью. Сегодня исторический центр Львова может гордиться роскошными коваными объектами, витражами, лепниной, элементами из дерева и камня, а главное - грамотным сочетанием изящного вкуса, скромности и необычных форм.
Интересная история с рекламными вывесками в Париже. Закон строго запрещает рекламу, размером более 8 кв. м. Совсем запрещены рекламные конструкции на стенах образовательных учреждений, а на набережных Сены разрешены только рекламные тумбы. Вывесок в Париже немного, но основной их особенностью является художественная эстетика и изящная скромность, поэтому они идеально вписываются в общую архитектуру города. Даже знаменитая сеть магазинов Galeries Lafayette, занимающая несколько кварталов в самом центре французской столицы, имеет довольно скромную вывеску. Вывески не должны быть слишком длинными, слишком большими, слишком яркими, слишком объемными. Очень часто вместо вывески можно встретить скромное граффити на стене. Несмотря на столь экономное решение, подобное оформление фасада выглядит достаточно аккуратно и не нарушает архитектуру здания. При строгих ограничениях на размещение наружной рекламы, стали популярны вывески на маркизах и тентах, которые часто видно лучше, чем вывески на фасаде здания. Оформление витрин в Париже стало настоящим искусством. Прогуливаясь по улицам можно увидеть караваи и пирожные, морепродукты и трюфели из металла. Также вывешиваются объявления о сезонных распродажах, скидках, появлении новых товаров, но все это подчиняется законам парижского вкуса. Визитная карточка метро в Париже это входные вывески в стиле ар-нуво, которые являются культурным достоянием. В центре города они выполнены из шаблонных металлических элементов, что значительно облегчает их изготовление и монтаж.
Зальцбург, город в Австрии, известен на весь мир своей уникальной архитектурой: дворцы, резиденции, соборы, замки, крепости, церкви и театры. Сохранение старинной роскоши города является главной задачей власти. Наружная реклама здесь подчиняется целиком и полностью закону бургомистра Зальцбурга, а он в свою очередь запрещает любой вид современных вывесок. Поэтому, основной тенденцией является большое количество вывесок и панелей-кронштейнов изготовленных из металла. Это продиктовано архитектурными особенностями города, поскольку металл гораздо больше подходит для оформления фасадов старинных зданий, чем современные материалы. Самая старинная улица города Гетрайдегассе славится средневековыми домами, в которых и сегодня размещены рестораны и модные бутики. И современным брендам приходится подчиняться законам. Даже знаменитый McDonald's полностью «одел» свой логотип в кованые железные цветы с лепестками. Также здесь популярны металлические буквы, которые крепятся прямо к стене. Световые вывески в Зальцбурге встречаются крайне редко.
Наружной рекламы в Праге много, но она настолько пропитана национальным колоритом, полностью вписывается в архитектуру зданий что становится ее украшением. В столице много театров, музеев, художественных галерей, кафе, ресторанов и других заведений, которые не могут существовать без названия, а, следовательно, без вывески. Сочетание различных исторических стилей в чешской архитектуре свидетельствует о богатой истории этой страны. Например, для размещения внешней рекламы в Праге используются ставни. Многие туристы приезжают в Чехию не только созерцать памятники архитектуры, но и отведать знаменитое чешское пиво. Но вы не найдете обычной банальной вывески с названием пива. Наружная реклама выполнена в форме стилизованных табличек, кованых вывесок и интересных конструкций. Вывески в Праге изготовлены безупречно. И то, что вид исторической части города, который формировался тысячелетиями, гармонично сочетается с внешней рекламой говорит о том, что и производители, и представители государственной власти, и предприниматели едины в стремлении сохранить культурное и историческое наследие Праги.
Более подробно Вы можете ознакомиться с Дизайн-кодом города Ровно перейдя по ссылке. Данный документ является своеобразным стандартом вывесок, разработанным для урегулирования правовых отношений в сфере размещения вывесок, а также установления процедуры размещения вывесок, сохранения аутентичности исторической среды и туристической привлекательности города.